Стратегия победы над алкоголем

У людей, употребляющих алкоголь, время искажается. Внешне они живут как все – день за днем, но на самом деле отсчет времени идет от запоя до выхода из него, с короткими светлыми промежутками в 1-2 недели.

И только в эти промежутки пациент ощущает жизнь. Это длиться годы. Для некоторых алкоголиков время словно остановилось в тот момент, когда употребление алкоголя приносило им только позитивные ощущения, и они недоумевают: «Почему же алкоголь не действует так, как прежде?». Пытаясь принимать алкоголь в малой дозе, они обманывают себя, надеясь на этот раз не уйти в запой, но вновь уходят. Им невдомек, что жизнь идет, они меняются, и меняется реакция организма на алкоголь.
Постепенно организм начинает отвергать этот ненужный продукт и как бы кричит похмельный синдром: «Хватит пить! Посмотри, как ты вредишь мне!» Человек продолжает пить, снова уходит в запой, снова более, и приходит время, когда остается последняя возможность выбора: либо окончательное разрушение и деградация, либо длительное восстановление».
Человек склонен напрягаться только при наличии реальной угрозы. К сожалению, многим пьющим людям угроза потерять здоровье, семью, работу представляется иллюзорной и отодвигается в глубины сознания реальным удовольствием очередной пьянки. Если же человек сам или с помощью специалиста прекращает употреблять алкоголь, восприятие жизни у него резко меняется, происходит программирование сознания. Можно часто услышать такие слова: «Я словно заново начал жить», «Жизнь бьет, как ключевая вода», «Я ощутил вкус жизни, смог по-другому смотреть на мир».

При моей работе с людьми, употребляющими алкоголь, неизбежно возникают следующие вопросы: Когда и при каких условиях у них появилось желание употребить алкоголь? Что является провоцирующим фактором, что – формирующим, а что – запускающим? Как они приходят к мысли, что им надо снова налиться? Почему они это делают?

Особенно интересен тот факт, что после запоя в течении некоторого времени ( от 2-3 дней до 1-2 месяцев) люди с алкогольной зависимостью отказываются от алкоголя и с отвращением смотрят на него. Почему у одних негативная реакция на алкоголь имеет ограничения во времени (в среднем1-2 недели) а другие способны отказываться от алкоголя более продолжительное время (месяцы и годы)?
Как сделать так, чтобы пациент отказался от алкоголя на продолжительное время? Что поможет достичь безразличного отношения к яду? Что позволит смотреть на него с явным отвращением? Когда эта стратегия начнет работать? Где можно ее использовать?
Как правило, мы не задумываемся над тем, как принимаем решения. Решили и сделали. В случае же если это трудновыполнимое или значимое решение, мы сомневаемся: реализовать его или нет. К примеры, вы приобретаете квартиру. Вы будете выбирать район проживания, количество комнат, этаж, начнете сравнивать цены и т.п.. Совсем по другому проходит, когда вы решили приобрести молоко или хлеб, т.е. то, что вы покупаете ежедневно. Желание реализуется, как правило, быстро и с учетом ваших приоритетов.
Человек, регулярно принимающий алкоголь, реализует свое желание так же быстро, как в случае с молоком и хлебом.
Для нас же с вами интересен вопрос: что становится первым стимулом к употреблению алкоголя и как принимается решение? Если на первую часть вопроса пациент еще сможет вам ответить: «Все пили и я тоже», либо: «Предложили, а я не смог отказаться», то на вторую часть вопроса вы вряд ли получите ответ. Как правило, это не осознается. На основной вопрос, который поможет вам выяснить, что же является запускающим фактором: «Как вы приняли решение употребить алкоголь?» - редко кто ответит, что почувствовал желание выпить.
Существует внешняя форма принятия решения: предложения друзей, стрессовые ситуации, дни рождения, праздники и т.п. Нас же интересует внутренние критерии. Это, как правило, неосознаваемые человеком стимулы, которые и запускают процесс употребления алкоголя. Многочисленные наблюдения за пациентами говорят о том, что в подавляющем большинстве случаев первым стимулом для принятия решения являются воспоминания о приятных ощущениях, которые появляются после первых доз алкоголя: веселости, раскрепощения, тепла, вкуса спиртного и т.д.
Любое напоминание об алкоголе (разговор, вид его и запах) вызывает серию приятных внутренних ощущений, которые способствуют принятию решения. Как правило, при этом человек забывает все отрицательные последствия своей зависимости. Если похмельный синдром закончился недавно, то в памяти свежи воспоминания негативных ощущений, и именно они заставляют отказаться от алкоголя, но уже через короткий промежуток времени люди с зависимостью удивительным образом забывают отрицательные ощущения похмельного синдрома, избирательно сохраняя лишь приятные воспоминания.
Одна из задач предпрограммирования сознания сводиться к тому, чтобы связать первую дозу алкоголя с негативными ощущениями и сделать эту связь наиболее прочной, т.е. как бы стереть из памяти алкоголика позитивные воспоминания, связанные с первыми дозами алкоголя, и оставить естественные и характерные для последнего времени негативные ощущения. Позволю себе напомнить, что именно ради позитивных ощущений люди идут на то, чтобы в последующий момент страдать от похмельного синдрома.
Суть создаваемой нами стратегии заключается в том, что на первом месте должны стоять воспоминания негативных ощущений, а после отказа от спиртного их место займут позитивные ощущения (гордость за себя, радость свободы от алкоголя, уверенность в совей силе воли и т.п.), значимые и приятные для пациента. Содержание этой стратегии сводится к трем словам: осознание приятного отвращения к спиртному. Ситуация будет удерживаться под контролем. И помните, что отныне никогда, нигде, ни с кем и не при каких обстоятельствах Вы обещаете не принимать решение о возобновлении алкоголизации, даже в самых незначительных дозах.
Природа обрекла Вас
На трезвость и нельзя идти
Против ее Законов.
У Вас все получиться.
И Вы сможете.